История электротранспорта

Первый троллейбус

5 ноября 1950 г. по Управлению севастопольского троллейбуса был издан приказ № 23 о пуске первой линии (цитируется по документу из музея истории Севтроллейбуса):

1951 год. Гора Матюшенко

«6 ноября 1950 г. троллейбус города Севастополя вступает в пробную эксплуатацию. Перед коллективом работников троллейбуса стоит ответственная задача – образцово провести перевозки пассажиров в дни праздника – 33-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, и обеспечить четкую работу троллейбуса с первых же дней его эксплуатации.
Церемония пуска троллейбуса состоялась 6 ноября. На площади Коммуны (ныне Ушакова) в направлении к вокзалу выстроились все красно-желтые троллейбусы, украшенные транспарантами и цветами. Головной троллейбус №10, управляемый водителем А.С. Музыкой с кондуктором А.М. Балабановской, был готов в путь. Тысячи севастопольцев собрались на площади на церемонию открытия:

«Вчера в 12 часов дня на площади Коммуны состоялся торжественный пуск троллейбуса по трассе вокзал – гора Матюшенко.»

В начале 1970-х годов троллейбусное хозяйство города достигло своего рассвета и стало одним из крупнейших в Крыму и на юге Украины. Троллейбусы перевозили 70% всех пассажиров городского транспорта. Троллейбусные линии общей протяженностью 79,9 км охватили все новые жилые массивы и связали их с промышленными предприятиями, центром и вокзалом. В двух депо имелось 189 троллейбусов.

Если в 1960 году троллейбусы перевезли 40,6 млн., в 1965 году – 55,7 млн., то в 1972 году – 81,0 млн.пассажиров. Основные пассажиропотоки, обследование которых было проведено 1-18 марта 1971 года, направлялись из центра на Корабельную сторону, в новый жилой массив по ул. Острякова, в район Стрелецкой и Камышовой бухт. На последнем направлении движение троллейбусов было особенно интенсивным – здесь пришлось пустить только большие машины ЗиУ-5 на 120 пассажиров, которые летом 1971 года шли по маршруту №10 с интервалом 3-4 минуты, а по маршруту №6 – 2-3 минуты.

 Городской электротранспорт в наши дни

В начале 1990-х годов севастопольский троллейбус, как и все другие предприятия, оказался под влиянием глубокого кризиса, потрясшего основы прежней экономики и социальной системы. Будучи планово убыточным с 1975 года, предприятие вошло в полосу еще больших расходов, которые не могли покрываться заведомо заниженнй выручкой от перевозки пассажиров. Чтобы покрыть растущие эксплуатационные расходы, подхлестнутые раскручивающейся инфляцией, необходимо было повышать стоимость проезда на троллейбусе. Но резкое снижение среднего уровня жизни и доходов основной массы населения не позволяло прибегать к таким социально опасным мерам. В результате троллейбус попал в экономический тупик, из которого трудно найти выход. Социальное расслоение населения привело к появлению новых видов транспортного сообщения, ориентированных либо на относительно богатое либо на относительно бедное население. Так возникла конкуренция между троллейбусом – транспортом «бедных» (с минимальной выручкой и огромным контингентом «бедных» пассажиров) – и маршрутными автобусами и микроавтобусами – транспортом «более обеспеченных» (со значительно большей выручкой и не столь большим количеством пассажиров, как на троллейбусе). В этой неравной борьбе побеждает пока более богатый, более быстрый и более комфортабельный конкурент.

Эта критическая ситуация, которая характерна для наших дней, сложилась не сразу. В первые годы распада СССР многие предприятия городского электротранспорта еще по инерции некоторое время удерживались на старом уровне, достигнутом в 1970-80 –е годы.. Севастополю удалось получить в эти предкризисные и кризисные годы значительное количество новых троллейбусов (в других городах ситуация оказалась значительно хуже); в 1989 г. с завода им. Урицкого прибыло 53 машины ЗИУ-682, в 1990 г. – 30, в 1991 г. – 30, в 1992 г. – 20 и в 1993 г. – еще 20. Таким образом за эти пять лет парк машин обновился наполовину. Поэтому, несмотря на большой износ старых машин, подвижной состав севастопольского троллейбуса оказался в не в таком уже и плохом состоянии. На 1 января 1994 года имелось 287 пассажирских троллейбусов ЗИУ-9, в т.ч. 153 поставленных в последние пять лет (с сентября 1991 года стали поступать машины новой модификации ЗИУ-682Г).

4

В июле 1991 года по выходным и праздничным дням стали курсировать троллейбусы по специальным маршрутам – № 16 и № 17 от пляжа Омега до ул. Горпищенко и проспекта Победы (они действовали только летом этого года). С 1 февраля 1992 года был открыт постоянный маршрут № 17 «ул. Горпищенко – ул. Хрюкина» длиной 28 км. С этого же дня был закрыт маршрут №8 «ул. Токарева – пл.Ушакова».

По состоянию на 25 марта 1992 года в городе действовали следующие троллейбусные маршруты:

  • (1) ул. адмирала Макарова – центр (14,5 км; 5 машин; интервал в часы пик 9 минут);
  • (3) Ластовая пл. – центр (13.6 км; 6 машин; 8 минут);
  • (4) Ластовая пл. – ул. Горпищенко (7.7 км; 2 машины; 15 мин; пиковый);
  • (5) ул. Токарева – центр (13.8 км; 12 машин; 4 мин.);
  • (6) Центральный рынок – Стрелецкая бухта (9.8 км; 10 машин; 4 мин.);
  • (7) ул. Горпищенко – центр (17.0 км; 21 машина; 3 мин.);
  • (9) проспект Победы – центр (17.3 км; 28 машин; 3 мин.);
  • (10) Центральный рынок – Камышовая бухта (22.0 км; 42 машины; 2 мин.);
  • (11) проспект Победы – Ластовая пл. (9.6 км; 8 машин; 5 мин.; пиковый);
  • (12) 5-й км – Острякова – центр (12.9 км.; 29 машин; 2 мин.);
  • (13) 4-й км – пл. Ушакова – центр (15.3 км; 15 машин; 4 мин.);
  • (14) пляж Омега – ул. Хрюкина (20.7 км; 32 машины; 3 мин.);
  • (15) пляж Омега – 4-й км (21.9 км; 2 машины; 32 минуты; пиковый);
  • (17) ул.Горпищенко – ул. Острякова – ул. Хрюкина (28.0 км; 15 машин; 7 минут).

В 1994 г. стали чувствоваться нехватка в подвижном составе, так как старые машины выходили из строя по износу и требовали списания и замены. В этом году впервые резко снизился выпуск троллейбусов на линию – с 223 до 191. Далее он снижался и дошел до 140-150 в конце 1997 г. до уровня 1974-75 гг.

5

Резкое снижение обьема дотаций и их неполная выплата затормозили проведение всех видов ремонта, приобретение необходимых материалов для эксплуатации и ремонта подвижного состава и энергохозяйства. Возник кризис с кадрами – начался отток квалифицированных водителей в города России на подработки. Увеличилась задолженность по оплате электроэнергии. В этих условиях 11 мая 1994 года в три часа дня прекратили работу водители 12 и 13 маршрутов, требовавшие повышения зарплаты и улучшения условий труда.

Чтобы каким-то образом выйти из финансового тупика, решением городской администрации с 17 декабря 1994 года по выходным дням (с 8 до 16 часов) была организована в виде эксперимента работа коммерческих троллейбусов-экспрессов по трассе Камышевая бухта – проспект Октябрьской Революции – ул. Руднева – ул. Гидрографическая – ул. Токарева – ул. Хрусталева – магазин «Океан» – проспект генерала Острякова – вещевой рынок (5-й километр). Стоимость проезда в них была установлена в 10 тыс. крб.

6 С 29 января 1995 года на маршруты №№ 10,12,13 и 17 вышло по одному-двум коммерческим троллейбусам, плату в которых стали собирать кондукторы.

В мае 1996 года в городе действовали следующие маршруты:

  • (1) Адмирала Макарова – центр (14,5 км; 5 машин);
  • (2) Адмирала Макарова – Камышовая бухта (35 км; 6 машин);
  • (3) Ластовая пл. – центр (13,6 км; 5 машин);
  • (4) Ластовая пл. – ул. Горпищенко (7,7 км; одна машина);
  • (5) ул.Хрусталева – центр (13,8 км; 8 машин);
  • (6) Стрелецкая бухта – центральный рынок (9,8 км; 5 машин);
  • (7) ул. Горпищенко – центр (17,0 км; 14 машин);
  • (9) проспект Победы – центр (17,3 км; 22 машины);
  • (10) Камышовая бухта – центральный рынок (22 км; 30 машин);
  • (11) Ластовая пл. – проспект Победы (9,6 км; 4 машины);
  • (12) 5-й км Балаклавскогот шоссе – проспект Острякова – центр (17,3 км; 23 машины);
  • (13) 5-й км – ул. Хрусталева – центр (17,3 км; 9 машин);
  • (14) 5-й км – проспект Острякова – бухта Омега (25,1 км; 14 машин);
  • (14А) 5-й км – Камышовая бухта (28,6 км; 2 машины);
  • (15) 5-й км – ул. Хрусталева – бухта Омега (23,9 км; 8 машин);
  • (17) ул. Горпищенко – ул. Лебедя (23 км; 12 машин);
  • (18) Депо №3 – Камышовая бухта – пл. 50-летия СССР (20,1 км; 3 машины);
  • (20) проспект Победы – 5-й километр Балаклавского шоссе (28,3 км; 4 машины).

Последний маршрут был открыт в феврале 1996 года и работал с 6 час. утра до 17 часов (он был закрыт в августе 1997 года).

В 1996 г. из-за сокращения числа некоммерческих автобусов на троллейбус легла основная нагрузка по перевозке пассажиров – он стал перевозить не 70-75%, как в прежние годы, а уже 85%. Выручка от перевозки пассажиров покрывала только 1/7 эксплуатационных затрат. На ремонт, замену подвижного состава и запасные материалы денег из бюджета практически не выделялось.

В конце августа 1996 года был закрыт коммерческий маршрут №2 и прекратилось движение всех коммерческих троллейбусов – эксперимент, длившийся более полутора лет, закончился из-за того, что городская администрация увеличила число льготных групп, пользующихся бесплатным проездом в коммерческих машинах, на маршрутах №№ 1,5 и 6, а затем и в остальных появились кондукторы.

В связи с нехваткой средств на эксплуатацию с 5 сентября 1996 года троллейбусные маршруты №№1 и 3 были укорочены до площади Суворова, а №13 – до площади Ушакова. Одновременно сократилось время работы троллейбусов – вместо 5 часов утра первые машины стали выходить на линии в 5.30, а нрочью заходить в депо в 23.00 вместо 0.30.

7

В октябре 1996 года выпуск на линию сократился до 140 единиц. В связи с тем, что морской завод практически остановился, 5 ноября 1996 года были закрыты пиковые маршруты №№4 и 11. Высвободившиеся с них машины были направлены на «базарные» направления. В целях экономии средств в ноябре было ликвидировано также 15 остановок.

8

На всех маршрутах появились кондукторы (около 400 человек). Так вместо отдельных коммерческих троллейбусов, которые курсировали в ноябре, коммерциализация охватила все троллейбусы. Дополнительно были отменены 5 остановок, четыре переведены в ранг «по требованию».

В январе 1997 года на линию выходили 145 машин. Со 2 апреля 1997 года первые троллейбусы стали выходить на маршруты в 6.00 утра, а последние заходить в депо в 0.30.

29 апреля 1997 года был открыт новый маршрут №2 от Стрелецкой бухты через ул. Адмирала Октябрьского, пл. Ушакова, проспект Острякова до ул. Хрюкина (обратно он шел по Б.Морской, через пл. Лазарева и центральный рынок). Здесь стали курсировать ЮМЗ-Т2.

9

  • По состоянию на 20 июня 1997 года в городе действовали следующие маршруты:
  • (1) Адмирала Макарова – Центр (по часовой стрелке; 14,5 км; 4 троллейбуса марки ЗИУ-9; интервал 12-13 мин);
  • (2) Стрелецкая Бухта – ул. Хрюкина (20,2 км; 7 машин, в т.ч. один ЮМЗ-Т2; 13 мин.);
  • (3) Ластовая пл. – Центр (против часовой стрелки; 13,6 км; 4 машины, в т.ч. ЮМЗ-Т-2; 12 мин);
  • (5) ул. Токарева – центр (против часовой стрелки; 13,8 км; 5 мин.);
  • (5А) Центр – ул. Ленинградская ГКП «Севтроллейбус» (4 машины; только в пик – с 6.30 до 9.00 и с 14.30 до 18.00; 8 мин.);
  • (6) Стрелецкая бухта – центральный рынок (9,8 км; 5 машин; 6 мин.);
  • (7) ул. Горпищенко – центр (против часовой стрелки; 17 км; 12 машин; 5 мин.);
  • (9) проспект Победы – центр (по часовой стрелке; 17,3 км; 17 машин; 3-4 мин.);
  • (10) Камышовая бухта – Центральный рынок (22 км; 28 ЗИУ-9; 2-3 мин.);
  • (12) 5 километр – Острякова – центр (против часовой стрелки; 17,3 км; 23 ЗИУ-9 и один ЮМЗ-Т1; 2 мин;);
  • (13) 5 километр – ул. Хрусталева – пл. Ушакова (13,6 км; 7 машин; 7 минут);
  • (14) 5 километр – пляж Омега (25,1 км; 14 машин; 6 мин.);
  • (15) 5 километр – ул. Хрусталева – пляж Омега (23,9 км; 2 машины; два рейса утром и два рейса вечером);
  • (17) ул.Горпищнко – 5 километр (28 км; 12 машин; 8 мин.);
  • (18) Депо-1 – ГКП «Сепвтроллейбус» (22,3 км; 4 машины; 15 мин.);
  • (20) проспект Победы – 5 километр (28,3 км; 8 машин; 13 мин; с 6.20 до 17.00). Выпуск составлял 140 машин.

10

С 10 июля 1997 года был введен пляжный маршрут №44 «Камышовая бухта – пл.Восставших» (с 9.00 до 20.00), который с 19 июля стал постоянным и связывал Камышовую бухту с ул. Адмирала Макарова через Центральный рынок, пл. Лазарева и пл. Нахимова. С этого дня был отменен маршрут №2. С 6 августа 1997 года троллейбусы маршрута №13 вновь стали курсировать по всему кольцу города. В августе был отменен маршрут №20.

В конце августа 1997 года кредиторская задолженность «Севтроллейбуса» составляла 1.957 тыс.гривен (в т.ч. 1 млн.грн. – за электроэнергию и 835 тыс. грн. – по зарплате); дотации – 3,4 млн.грн., что даже не покрывало трети эксплуатационных затрат. Экономические показатели работы троллейбуса летом 1997 года ухудшились в основном благодаря появлению в конце апреля на главных маршрутах опасного конкурента в лице корейских микроавтобусов, приобретенных в рамках муниципального транспортного займа. Более обеспеченные пассажиры «ушли» с троллейбуса на более быстрые, чаще курсирующие «топики», стоимость проезда на которых в межпиковый период была такой же, как и на троллейбусе. Троллейбусу остались в основном бесплатные льготники. Так микроавтобусы стали весьма серьезным конкурентом троллейбуса на рынкае транспортных услуг.

За 9 месяцев 1997 года троллейбусы перевезли 48 млн. платных и 50 млн. бесплатных пассажиров.

В конце 1997 года протяженность троллейбусных линий в городе составляла 131,5 км; имелось 277 троллейбусов, в т.ч. в депо-1 – ЗИУ-9 с №№ 1050-1227 и один ЮМЗ-Т1 (№1501), в депо-2 – ЗИУ-9 с №№ 2303-2396 и 5 машин ЮМЗ-Т-2 (№№ 2400-2405). Действовали 18 тяговых подстанций с общей мощностью агрегатов 32400 квт. В старом депо имелись машино-ремонтные мастерские, производившие средний и капитальный ремонт ЗИУ-9. Предприятие ГКП «Севтроллейбус» возглавляли директор В.Г. Головин и главный инженер Л.Е.Моторный.

11

В декабре 1997 года действовали следюущие маршруты:

  • (1) Адмирала Макарова – центр;
  • (3) Ластовая – центр;
  • (4) Адмирала Макарова – Камышовая бухта;
  • (5) Токарева – центр;
  • (5А) ГКП «Севтроллейбус» – центр (пиковый);
  • (6) Стрелецкая бухта – Центральный рынок;
  • (7) Горпищенко – центр;
  • (9) проспект Победы – центр;
  • (10) Камышовая бухта – центральный рынок;
  • (12) 5 км – центр;
  • (13) 5 км – Омега;
  • (15) Омега – 5 км (пиковый);
  • (17) Горпищенко – 5 км;
  • (18) депо-1 – ГКП «Севтроллейбус».

Троллейбусный маршрут №4 был закрыт осенью 1997 года. С 29 мая 1998 года было открыто движение четырех троллейбусов по новому сезонному маршруту №2 «Стрелецкая бухта- пл.Восставших – пл. Ушакова – пр. Генерала Острякова – 5 км – ул. Силаева – ул. Токарева – ул. Гидрографическая – ул. Руднева – ЦУМ – Стрелецкамя бухта».

К своему столетнему юбилею городской электротранспорт Севастополя пришел не в самых лучших экономических условиях. Но, если вспомнить историю городского трамвая, такие кризисные периоды (значительно более сложные и разрушительные) уже бывали, и. несмотря на это, все трудности преодолевались и предприятие вновь расцветало и добивалось больших успехов, обеспечивая севастопольцев надежным средством внутригородского сообщения. Пройдет несколько лет и нынешний кризис закончится, трудности позабудутся и троллейбус вновь будет «на коне», постоянно выполняя важную свою функцию – доставлять жителей и гостей города в нужное место за сравнительно небольшую плату. Будут построены и новые троллейбусные линии – в Балаклаву, по Камышовскому шоссе, улицам микрорайонов Камышовой бухты, от Стрелецкой до Омеги.

С 8 апреля 2011 года маршруты 5 и 6 с машинами перевели в депо-1.

C 12 апреля в депо-1 перевели маршруты 9 и 20 с машинами, а с 14 апреля оставшиеся 1, 7 и 17 со своими машинами.

Почти все машины бывшего депо-2 (кроме неходовых) передали на территорию депо-1, а само бывшее депо-2 закрыли.

C 19 мая 6-й маршрут сократили, и троллейбусы стали опять ходить только до Центрального рынка.

13

С 23 августа разделён маршрут №1 на прежние 1 и 3.

19 октября частично возобновляется работа троллейбусного депо №2 с переводом туда 1, 3, 7, 17 маршрутов.

7 ноября на территорию депо №2 переведены 9 и 20 маршруты.

4 марта 2015 года, был открыт новый маршрут №8, на котором работает первый в городе троллейбус с увеличенным автономным ходом.

25 мая 2015 года запущен маршрут №4, связывающий улицу Горпищенко с Камышовой бухтой.

1 июля 2015 года был отменён маршрут №6, а вместе с этим открыт продлённый маршрут №1.

13 июля 2015 года отменяется маршрут №18 и одновременно продлевается маршрут №10 до троллейбусного депо 1.

Летом 2015 года ГУП «СевЭлектроАвтоТранс» начал модернизацию троллейбуса ЗиУ-682 {B00} №167 в троллейбус с возможностью автономного хода 30 километров. Итак 1 октября 2015 года первый модернизированный ЗиУ (№1167) с автономным ходом запускают в депо №2 на 22-й маршрут, связывающий район Жидилова и Центр.

Из-за чрезвычайной ситуации с электроэнергией приостановлено движение троллейбусов с 22 ноября 2015 года до 8 декабря 2015 года и с 31 декабря 2015 года и до 10 января 2016 года.

14 июля 2016 г на маршруте №9 выпуск троллейбусов увеличен до 4-х единиц.

22 августа 2016 года на маршруты №9 и №17 добавляется по ещё одной машине к выпуску. Общий выпуск машин по рабочим дням составляет 92 единицы.

15 февраля 2017 года запущен новый маршрут №11. Путь следования: пл. Ластовая — ул. Горпищенко — 5й километр Балаклавского шоссе — пл. Ушакова. На маршруте работает 1 машина (1139) с увеличенным автономным ходом.

14 августа 2017 года открыт новый троллейбусный маршрут №92. Севастополь (площадь Нахимова) — поселок Инкерман. Маршрут будут обслуживать 6 троллейбусов ТролЗа 5265.03 «Мегаполис». (закрыт 28.06.2018)

26 августа 2017 года троллейбусный маршрут №5 продлевается до улицы Маринеско. На линии будут работать пять машин с увеличенным автономным ходом.

10 ноября 2017 года вводится новый троллейбусный маршрут №11а — проспект Победы — Коли Пищенко — Генерала Мельника — Сады — Дачи — объездная — проспект Генерала Острякова — площадь Ушакова — проспект Генерала Острякова -5км — объездная — Дачи — Сады — Мемориал — полёсок Дергачи — улица Горпищенко — улица Семипалатинская(перешеек между школой №41 и «прэксом») — проспект Победы (конечная 9 и 20).

27 ноября 2017 года вводится новый троллейбусный маршрут №10к (мкр. Бухта Казачья — пр. Героев Сталинграда — пр. Октябрьской Революции — ЦУМ — пл. Восставших — Центральное кольцо — Центральный рынок — пл. Восставших — ЦУМ — пр. Октябрьской Революции — пр. Героев Сталинграда — мкр. Бухта Казачья). Маршрут будут обслуживать 6 троллейбусов марки ТролЗа Мегаполис 5265.03.

28 декабря 2017 г. возобновляется движение на троллейбусном маршруте №13!

22 марта 2018 г. на троллейбусный маршрут №22 добавляется ещё одна машина.

29 июня 2018 г. выводится из эксплуатации троллейбусный маршрут №92 и заменяется автобусами «Нефаз» в количестве пяти единиц. Так же отменяется автобусный маршрут №76В и заменяется на троллейбусный маршрут №76.
19 ноября 2018 по многочисленным просьбам пассажиров, увеличен выпуск троллейбусов на маршрут №5 и теперь он составляет 8 единиц. Однако из-за нехватки троллейбусов с увеличенным автономным ходом в депо №1 было принято решение передать маршрут №8 в депо №2. Так же и на маршруте №10К увеличен выпуск до 9 машин.

18 октября 2018 г. увеличивается выпуск троллейбусов на маршруте №22 до 4-х единиц по рабочим дням и до 2-х по выходным.

6 сентября 2018 г. по рабочим дням увеличен выпуск троллейбусов на маршруты №17 (6 машин) и №9 (6 машин). В выходные дни на маршруте №9 введены две дополнительные смены с выездом из депо и во вторую смену на линии 5 троллейбусов.